НЛП: Применение НЛП на практике |
Этот метод надежен при работе с любой фобией, когда человек непроизвольно реагирует на определенный стимул - например, пауков, лифты, высоту или воду. Этот метод также применялся для широкого круга проблем, не имеющего непосредственного отношения к фобиям, включая разного типа травматические реакции на события прошлого: несчастные случаи, физические оскорбления, участие в военных действиях, в том числе и самые серьезные случаи "посттравматического стрессового синдрома". Критерием применения зрительно-кинестетической диссоциации является очень быстрая или немедленная реакция пациента на определенный стимул. При "тревоге" и других реакциях страха, развивающихся в течение нескольких минут или часов, обычно более эффективно использовать переключатель. Шаги Рекомендуется, чтобы психотерапевт начинал процесс диссоциации клиента от неприятных или травматических воспоминаний сразу же, с самого начала терапии.
Диссоциация является основой успешного применения этого метода. Следовательно, задача терапевта - научить клиента полностью диссоциироваться от стимулов и воспоминаний, вызывающих нежелательную реакцию. Терапевт отвечает за защиту клиента. Если у клиента интенсивная реакция, настоятельно рекомендуется перед началом работы вызвать ресурсное состояние и стабилизировать его с помощью кинестетического якоря. Терапевты часто пользуются двойной диссоциацией, чтобы еще эффективнее защищать клиента. Чтобы передать эту идею, эффективно будет воспользоваться метафорой.
Терапевт: "Я хочу, чтобы вы вспомнили какой-нибудь знакомый вам кинотеатр
и представили себе, что вы сейчас находитесь там. Пусть глаза будут открыты.
На экране черно-белая фотография Нади. Когда вы это себе представите,
следующим шагом будет оставить свое тело сидящим здесь и перенестись в будку
оператора. Вы знаете, что это такое, не правда ли?" С помощью эффективных речевых оборотов, жестов и метафор, терапевт продолжает подкреплять диссоциацию клиента. По мере того, как клиент наблюдает за сценой, терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента. Когда клиент диссоциирован, его движения глаз будут соответствовать зрительному доступу (обычно это будет взгляд прямо вперед) и дыхание у него будет ровное и неглубокое. Если он начнет ассоциироваться, его физиология сразу же отразит сильные эмоции - движение глаз вниз, в область кинестетики (или клиент закрывает глаза), изменение цвета щек и неритмичное дыхание. В этом случае терапевт тут же прерывает клиента и переориентирует его на настоящий момент. Чтобы это сделать, терапевт убедительно настаивает на том, чтобы клиент открыл глаза, увидел комнату, услышал голос терапевта, встал и предпринял любые другие меры, необходимые для диссоциации. Например: Терапевт: "Надя, встань и послушай меня (терапевт заставляет клиентку подняться). Открой глаза и посмотри на меня. Заметь, что ты со мной и ты в сохранности. И поскольку ты здесь, ты не можешь быть там". Покуда терапевт реагирует при первых же признаках ассоциации у клиента, все
будет в порядке. Когда клиент придет в себя, терапевт снова вызывает у него
ресурсное состояние и снова стабилизирует его с помощью якоря (просто взять
клиента за руку часто может быть эффективным якорем), прежде чем снова начать.
Терапевт также может использовать субмодальности, чтобы помочь клиенту
оставаться диссоциированным. Например, представление можно сделать меньше или
отодвинуть его подальше, сцена может быть черно-белой, клиент может смотреть
сверху.
Терапевт: "Надя, следующий шаг может показаться немного необычным,
и я не хочу, чтобы вы его делали до тех пор, пока вы не поймете
полностью мое объяснение. Хорошо?"
Терапевт внимательно наблюдает за физиологией
клиента, чтобы убедиться, что он точно следует инструкциям.
Если у терапевта есть какие-либо сомнения, он может проинструктировать
клиента, чтобы тот повторил процесс.
Будет ли это реальный стимул, или воображаемый, или стимул из воспоминаний, по физиологии клиента можно определить, какая у него реакция: фобическая или нормальная. Если фобическая реакция существовала много лет, клиент мог не научиться другим, более разумным способам защиты. Например, если клиент с детства страдал агорафобией, у него, быть может, не было шанса научиться тому, насколько близко можно подходить к краю, чтобы не подвергать себя опасности. Опытный терапевт поможет клиенту прорепетировать разные варианты поведения, чтобы он мысленно приобрел достаточно опыта самозащиты, несмотря на отсутствие старой фобической реакции. - прием предложен Р.Бендлером (Using Your Brain for a Change, R.Bandler; Real People Press, Moab, Utah, 1985). Автор текста Р.В.Коннор. Версия для печати |
![]() ![]() |